Веб-журнал простых и полезных советов!

Какие идеи и мотивы способны стимулировать мужество



Мужество

Это блог сайта о мужестве. www.muzhestvo-help.ru Как люди укрепляют в себе мужество, силу духа. Образы мужества, рассказы, стихи, фото, кино, картины.

воскресенье, 11 мая 2008 г.

Мужество как этическая категория

Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. #171;Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество#187;.

Хотя мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности; поэтому оно выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль.

Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле мужеством не являются.

Их, по Аристотелю, пять:

а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания;

б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина;

в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным;

г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения;

д) незнание опасности.

Во всех случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его.

В отличие от них мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели, и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Добродетель же в этическом смысле состоит в том, что свойство ориентируется на идеал самосовершенствования и служит направленной на общее благо цели. Щедрость как этическая добродетель - это пожертвование собственности, служащее цели, которая признается общеполезной соответствующей личностью, и принесенное таким образом, что при этом эвентуально существующая естественная склонность к расточительству не играет роли, а естественная склонность к скупости нейтрализуется.

Храбрость - это дерзание моего существования ради признаваемой мною общеполезною цели, при котором эвентуально существующая естественная склонность к лихой удали не играет роли, а естественная склонность к боязливости нейтрализуется.

Приносится ли имущество или жизнь в жертву ради общеполезной цели в нужной мере или сверх меры, ничего не меняет в этическом характере этого желания и действия. Ибо здесь находит свое выражение лишь то, в какой степени этическая воля одновременно поддается воздействию благоразумия.

В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой. античности к римской, которая является больше воинственной, чем духовной, значение М. даже возрастает; оно в одном из лат. звучаний (virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели.

Соответственно этому изменению М. становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Т. Гоббс отказывает мужеству в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира.

Усилия Ницше вернуть мужества на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными.

Такому смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия.

http://courage-grit.blogspot.com/2008/05/blog-post.html

Мужество

Это блог сайта о мужестве. www.muzhestvo-help.ru Как люди укрепляют в себе мужество, силу духа. Образы мужества, рассказы, стихи, фото, кино, картины.

воскресенье, 11 мая 2008 г.

Мужество как этическая категория

Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. #171;Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество#187;.

Хотя мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности; поэтому оно выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль.

Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле мужеством не являются.

Их, по Аристотелю, пять:

а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания;

б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина;

в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным;

г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения;

д) незнание опасности.

Во всех случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его.

В отличие от них мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели, и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него М. имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Добродетель же в этическом смысле состоит в том, что свойство ориентируется на идеал самосовершенствования и служит направленной на общее благо цели. Щедрость как этическая добродетель - это пожертвование собственности, служащее цели, которая признается общеполезной соответствующей личностью, и принесенное таким образом, что при этом эвентуально существующая естественная склонность к расточительству не играет роли, а естественная склонность к скупости нейтрализуется.

Храбрость - это дерзание моего существования ради признаваемой мною общеполезною цели, при котором эвентуально существующая естественная склонность к лихой удали не играет роли, а естественная склонность к боязливости нейтрализуется.

Приносится ли имущество или жизнь в жертву ради общеполезной цели в нужной мере или сверх меры, ничего не меняет в этическом характере этого желания и действия. Ибо здесь находит свое выражение лишь то, в какой степени этическая воля одновременно поддается воздействию благоразумия.

В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой. античности к римской, которая является больше воинственной, чем духовной, значение М. даже возрастает; оно в одном из лат. звучаний (virtus) становится одновременно синонимом доблести и добродетели.

Соответственно этому изменению М. становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Т. Гоббс отказывает мужеству в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира.

Усилия Ницше вернуть мужества на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальный смысл добродетели воина-аристократа остались одиночными.

Такому смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная. М. Ганди говорил, что мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия.

http://courage-grit.blogspot.com/2008/05/blog-post.html

Что философы говорили о мужестве

В прошлом подобном материале мы рассказывали об отношении известных философов к женщинам и женственности — что думали великие мудрецы о противоположном поле. Сегодня же вопрос обратный — что есть настоящее мужество.

Смерть Сократ встретил не менее достойно: он сам выпил чащу с ядом после обвинительного приговора суда. Философа назвали безбожником и развратителем молодежи. В суде Сократ пытался убедить присяжных в своей невиновности с помощью привычных ему размышлений, но слушать его никто не стал.

Аристотель считал, что мир состоит из некой инертной материи, несущей в себе потенциал стать формой. Форма и материя неразрывно связаны друг с другом: каждая вещь уже содержится в материи в виде возможности. Но только с помощью бога (первопричина движения, начало всех начал) эти изменения возможны.

Фома Аквинский в своих учениях опирался на рациональные методы познания мира и Бога, и написал целых пять логичных доказательств существования последнего.

Спинозу причисляют к представителям рационализма и пантеизма. Первое говорит о том, что он полагался на доводы разума, нежели на чувства, «которые не учат никаким сущностям вещей». А в основе пантеизма лежит мысль о Боге (природе) как о единственной имеющейся в мире субстанции. У Бога, как пишет Спиноза, множество атрибутов, но человеку известны только два — протяжение и мышление, так как ни с чем другим человеку не приходилось еще сталкиваться.

«Опыт о человеческом разумении»

Локк стал первым философом, который перестал говорить о Боге, а точнее — о далекой загробной жизни. Он был практичным и крайне рациональным, поэтому все его научные труды — «земные». Так, Локк изучал возможности человеческого разума и пришел к выводу, что основной принцип нашего познания — это «tabula rasa», то есть с рождения наше сознание «чистое», и только с опытом мы «наполняемся» впечатлениями и знаниями.

«Так говорил Заратустра»

Ницше подверг сомнению идею морали, которая только смягчает человека на пути к его цели. Сверхчеловек — это культ сильной личности, одержимой волей к власти. Власть — единственное неподдельное желание любого человека, единственная цель его существования. Каждая его новая публикация вызывала скандал в интеллектуальных кругах. Однако идеи «бунтаря» после его смерти нашли место в работах Шпенглера, Хайдеггера, Ясперса и многих других знаменитых философов.

Карл Густав Юнг

«Сознательное и бессознательное»

Философия Юнга основана на так называемых архетипах. Архетипы – это идеи и символы, которые известны людям несколько тысяч лет. Многие поступки совершаются именно в соответствии с заложенными в нас «стандартами», которые выражаются, например, в позициях и взглядах. Социальные роли, образы в сновидениях, герои мифов и легенд — все это архетипы, выловленные в пласте коллективного бессознательного и прочно прикрепленные к нашему сознанию.

Поделитесь с друзьями

Комментарии

Ежедневный молодежный интернет-сайт и сообщество его читателей. Использование материалов FURFUR разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Клуб принадлежат их авторам.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.

http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/165709-tsitaty-filosofov-o-muzhestve




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением