Веб-журнал простых и полезных советов!

Стимульный материал тематический апперцептивный тест



Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак)

• ведущие потребности и мотивы

• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре)

• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами

• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка

• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов

• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации

• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

Время проведения теста - 30-40 мин.

Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

Анализ рассказов строится следующим образом:

2) определение важнейших характеристик героя - его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, потребностей . Также выявляются давления среды, т. е силы, воздействующие на героя извне. Как потребности , так и давления среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;

3) сравнительная оценка сил, исходящих от героя , и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует тему или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. Cодержание таких тем составляет:

а) то, что обследуемый реально совершает;

б) то, к чему он стремится;

в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

г) то, что он испытывает в настоящий момент;

д) то, каким ему представляется будущее.

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В ее сумке кенгуренок с воздушным шаром, на велосипеде кенгуренок побольше.

Затемненная комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Темная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Темная комната просматривается из освещенной комнаты через открытую дверь. В темноте - зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Пример 2. Катя, 6 лет 4мес. ( Материальное положение выше среднего.)

Пример 3. Миша, 10 лет 4 мес. (Плохое материальное положение.)

Пример 4. Карина, 10 лет 6 мес. ( Хорошее материальное положение.)

Интерпретация САТ, САТ’S

У ребенка, который в ряде рассказов упоминает о том или ином виде оружия (даже если в контексте рассказа не идет речь о его использовании), либо о пище (даже если в рассказе ее и не едят), можно предварительно предположить наличие потребности в агрессии или, соответственно, оральном удовлетворении. И поскольку введение персонажа или обстоятельств, не представленных на рисунке, имеют чрезвычайно большое значение, это необходимо отметить на регистрационном бланке, можно даже восклицательным знаком. Внешние обстоятельства, такие как несправедливость, строгость, безразличие, потеря и обман (сопровождающие включаемые в рассказ персонажи и предметы) помогают понять природу того мира, в котором, как он сам полагает, живет ребенок.

Любое иное использование Материалов сайта запрещено

http://www.eti-deti.ru/print/333.html

Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак)

• ведущие потребности и мотивы

• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре)

• особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами

• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка

• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов

• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации

• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

Время проведения теста - 30-40 мин.

Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

Анализ рассказов строится следующим образом:

2) определение важнейших характеристик героя - его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, потребностей . Также выявляются давления среды, т. е силы, воздействующие на героя извне. Как потребности , так и давления среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;

3) сравнительная оценка сил, исходящих от героя , и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует тему или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. Cодержание таких тем составляет:

а) то, что обследуемый реально совершает;

б) то, к чему он стремится;

в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;

г) то, что он испытывает в настоящий момент;

д) то, каким ему представляется будущее.

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В ее сумке кенгуренок с воздушным шаром, на велосипеде кенгуренок побольше.

Затемненная комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Темная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Тигр с обнаженными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Темная комната просматривается из освещенной комнаты через открытую дверь. В темноте - зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Пример 2. Катя, 6 лет 4мес. ( Материальное положение выше среднего.)

Пример 3. Миша, 10 лет 4 мес. (Плохое материальное положение.)

Пример 4. Карина, 10 лет 6 мес. ( Хорошее материальное положение.)

Интерпретация САТ, САТ’S

У ребенка, который в ряде рассказов упоминает о том или ином виде оружия (даже если в контексте рассказа не идет речь о его использовании), либо о пище (даже если в рассказе ее и не едят), можно предварительно предположить наличие потребности в агрессии или, соответственно, оральном удовлетворении. И поскольку введение персонажа или обстоятельств, не представленных на рисунке, имеют чрезвычайно большое значение, это необходимо отметить на регистрационном бланке, можно даже восклицательным знаком. Внешние обстоятельства, такие как несправедливость, строгость, безразличие, потеря и обман (сопровождающие включаемые в рассказ персонажи и предметы) помогают понять природу того мира, в котором, как он сам полагает, живет ребенок.

Любое иное использование Материалов сайта запрещено

http://www.eti-deti.ru/print/333.html

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ)

  • Что происходит в данный момент?

  • одному из участников ситуации приписываются мысли, чувства, поступки, не вытекающие непосредственно из данного, представленного на картинке, сюжета;

  • Отождествление смещается с одного персонажа на другой, то есть по всем параметрам оба персонажа рассматриваются примерно в одинаковом объеме, причем, сначала описывается полностью один человек, а потом – полностью другой (Б.И. Хасан видит в этом отражение неустойчивости представлений испытуемого о себе).

  1. персонажи рассказа (формальное описание – что известно из рассказа о каждом из участников сюжета – пол, возраст и т.д.);

Далее что касается применения Рисованного апперцептивного теста (РАТ) в Методике для изучения конфликтных установок, автор Борис Иосифович Хасан (выделено курсивом):

  • полное отсутствие агрессии – 0 баллов

В избегании ущерба

В избегании позора

В чувственных впечатлениях

В близости (либидо)

В социальности (социофилии)

агрессивность локальная, импульсивная

условная, инструментальная агрессия

агрессия по мотиву групповой солидарности

межполовая (либидо) агрессия различной степени

2) пессимистические высказывания (склонность к депрессии);

3) незаконченность описания сюжета и отсутствие перспективы его развития (неуверенность в будущем, неумение его планировать);

4) преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность);

5) преобладание суждений, рационализация (пониженная эмотивность).

6) степень противоречивости в оценке героев и ситуации;

8) степень эмоциональной отстраненности от описываемого сюжета;

10) стереотипность описания сюжетов;

11) защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, в которых отсутствует конфликт: речь может идти о танцах, гимнастических упражнениях, занятиях йогой

13) почерк, стиль письма, манера изложения, культура языка, словарный запас.

14) насколько последовательно и логично излагается описание сюжета — будь то письменная форма или устный рассказ.

Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4) потребность в комфорте, приятном окружении, 5) потребность в порядке, чистоте (педантичность), 6) потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

B. Потребности, связанные с работой: 7) общее честолюбие, 8) упорство, 9) выносливость.

Г. Потребности, связанные с положением индивида: 10) потребность в свободе, 11) независимость, 12) конформизм, 13) честность.

Д. Социальные потребности: 14) потребность находиться среди людей, 15) потребность угождать, 16) потребность в дисциплине, 17) агрессивность.

Е. Общие потребности: 18) потребность в риске или безопасности, 19) потребность в развлечении, 20) — интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательности).

  • добродушие, покладистость — сварливость;

адаптируемость — негибкость, ригидность;

Психографический тест Либина (ТиГр, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», тест идеографический)

Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (Тест идеографический, ТиГр) – оригинальная проективная психодиагностическая система, объединяющая произвольное изображение фигуры человека и неосознанное предпочтение.

Либин А. В. — Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики «Психографический тест. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм», в котором авторы подробно.

Проективный тест Маркерта

Тест Маркерта – простейший проективный тест, состоящий из восьми абстрактных фигурок, каждая из которых символизирует определённое состояние человека. Методика позволяет выявлять смутно осознаваемые побуждения, оценивать.

Тест Айзенка на визуально-пространственные способности (Тест IQ)

Профессиональный IQ тест от эксперта в области интеллекта, психолога с мировой известностью Ганса Айзенка, специально разработан для оценки визуально-пространственных способностей интеллекта. Тест состоит из нетрудных визуальных.

Тест Айзенка на вычислительные способности (Тест IQ)

Профессиональный IQ тест от эксперта в области интеллекта, психолога с мировой известностью Ганса Айзенка, специально разработан для оценки вычислительных способностей интеллекта. Как правило, во всех задачах требуется найти.

http://psychojournal.ru/tests/1128-risovannyy-apperceptivnyy-test-rat-g.-myurreya.-metodika-dlya-izucheniya-konfliktnyh-ustanovok-b.i.-hasan-na-baze-testa-rat.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением