Веб-журнал простых и полезных советов!

Возможность и действительность в живой природе примеры



Возможность и действительность

Возможность и действительность следует отличать от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам бытия и поэтому не может существовать. Например, идея вечного двигателя первого рода несовместима с законом сохранения энергии и поэтому принципиально не может быть осуществлена. Невозможные явления и предметы объективно не существуют, их можно только вообразить.

Существующая действительность (скажем, Д1 на рис.6) содержит много возможностей. В процессе развития в результате действия внутренних противоречий и в зависимости от внешних условий одна из возможностей (допустим В3) реализуется. Эта реализованная возможность становится новой действительностью (Д2). Она, в свою очередь, порождает новый спектр возможностей и т.д. Например, выпускник школы имеет возможности стать студентом многих вузов. Став студентом одного из них, к примеру, медицинского, он приобретает новые возможности – быть хирургом, терапевтом, педиатром и т.д. Освоив одну из профессий, он получает возможность трудоустройства и т.д.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На практике вероятность вычисляют как долю данных событий в их общем количестве. Например, вероятность выживания каждой особи у диких птиц равна 0,33 (или 33%). Это означает, что в целом из каждых 100 птенцов выживает 33. Если вероятность события равна единице, то возможность становится действительностью, а при равенстве вероятности нулю событие становится невозможным. Понятие вероятности показывает степень необходимого в возможном. Использование этого понятия способствует установлению вероятностного стиля мышления, который позволяет более тонко характеризовать перспективы развития, описывать их не в категориях возможного и невозможного, а в понятиях более вероятных и менее вероятных возможностей.

Формальная возможность – это то, что не противоречит законам, но для реализации чего ещё нет условий. Реальная возможность – то, что не противоречит законам и для осуществления чего уже есть условия. Например, для всех студентов второго курса сдать сессию на отлично – формальная возможность, а для двадцати, скажем, студентов – это реальная возможность (для тех, которые систематически занимались, не пропускали занятия, имеют навыки самостоятельной работы и др.).

В процессе развития систем формальная возможность может превращаться в реальную, а последняя – в действительность. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно, а в обществе - благодаря деятельности людей. И если эта деятельность недостаточно активна или организована, то реальная возможность может быть упущена.

http://studopedia.ru/8_11236_vozmozhnost-i-deystvitelnost.html

Возможность и действительность

Возможность и действительность следует отличать от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам бытия и поэтому не может существовать. Например, идея вечного двигателя первого рода несовместима с законом сохранения энергии и поэтому принципиально не может быть осуществлена. Невозможные явления и предметы объективно не существуют, их можно только вообразить.

Существующая действительность (скажем, Д1 на рис.6) содержит много возможностей. В процессе развития в результате действия внутренних противоречий и в зависимости от внешних условий одна из возможностей (допустим В3) реализуется. Эта реализованная возможность становится новой действительностью (Д2). Она, в свою очередь, порождает новый спектр возможностей и т.д. Например, выпускник школы имеет возможности стать студентом многих вузов. Став студентом одного из них, к примеру, медицинского, он приобретает новые возможности – быть хирургом, терапевтом, педиатром и т.д. Освоив одну из профессий, он получает возможность трудоустройства и т.д.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На практике вероятность вычисляют как долю данных событий в их общем количестве. Например, вероятность выживания каждой особи у диких птиц равна 0,33 (или 33%). Это означает, что в целом из каждых 100 птенцов выживает 33. Если вероятность события равна единице, то возможность становится действительностью, а при равенстве вероятности нулю событие становится невозможным. Понятие вероятности показывает степень необходимого в возможном. Использование этого понятия способствует установлению вероятностного стиля мышления, который позволяет более тонко характеризовать перспективы развития, описывать их не в категориях возможного и невозможного, а в понятиях более вероятных и менее вероятных возможностей.

Формальная возможность – это то, что не противоречит законам, но для реализации чего ещё нет условий. Реальная возможность – то, что не противоречит законам и для осуществления чего уже есть условия. Например, для всех студентов второго курса сдать сессию на отлично – формальная возможность, а для двадцати, скажем, студентов – это реальная возможность (для тех, которые систематически занимались, не пропускали занятия, имеют навыки самостоятельной работы и др.).

В процессе развития систем формальная возможность может превращаться в реальную, а последняя – в действительность. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно, а в обществе - благодаря деятельности людей. И если эта деятельность недостаточно активна или организована, то реальная возможность может быть упущена.

http://studopedia.ru/8_11236_vozmozhnost-i-deystvitelnost.html

Возможность и действительность

Возможность – это философская категория, в которой отражаются предпосылки возникновения того или иного события, процесса, его бытие в потенциальном состоянии.

В категории «возможность» отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии.

Связь между этими категориями проявляется в том, что всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность есть результат реализации ранее существующей возможности.

Существует общепринятая в литературе дифференциация возможностей: реальные и формальные, абстрактные и конкретные.

Реальные – те, которые вытекают из закономерных тенденций развития.

Формальные – те, которые обусловлены случайными, побочными факторами.

Реальные возможности, в свою очередь, делятся на абстрактные и конкретные.

Абстрактные – те, для которых еще не сложились условия для их реализации.

Конкретные – те, для реализации которых сложились или существуют необходимые условия. Таким образом, реализация возможности в действительности зависит 1) от природы и сущности предмета, 2) от условий, в которых осуществляется процесс развития.

Лекция № 7 тема: философия сознания

Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения

Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.

Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.

Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

Философия сознания – это раздел нашего курса, который предметом своего изучения имеет такую специфическую форму бытия как духовное или духовный мир человека, связанный с сознанием.

Надо сказать, что сознание является предметом изучения многих наук (таких как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах.

б) объективный дух (или объективированное бытие духовного, основными формами проявления которого выступают формы общественного сознания (философия, право, политика, искусство, эстетика, мораль и др.). Они являются достоянием всего общества в целом, всей цивилизации, ибо в них отражен весь человеческий опыт.

Мы должны четко понять: 1) происхождение и сущность сознания; 2) что является содержанием сознания? 3) Почему оно является высшей формой отражения действительности? Где истоки мыслей человека? и др.

Философы – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Философы материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание по отношению к материи носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

Сознание возникает на конкретно – историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

Сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

Сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Надо сказать, что перед философами материалистических взглядов встала непростая для решения проблема: каким образом, в ходе эволюции, из необладающей сознанием материи возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых учебниках по данному вопросу, говоря об идеализме, констатируется, что, дескать, идеализм «снимает» эту проблему простой констатацией первичности сознания по отношению к материи. На самом деле это не соответствует действительности.

Как же материалисты разрешили эту не простую, но достаточно сложную проблему?

Так называемые «вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер, Молешотт) приписывали сознанию, мыслям человека материальные, вещественные свойства или признаки. Для них крылатой стала фраза «Мозг выделяет мысль так - же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты, стоявшие на позициях гилозоизма (hyle – вещество, zol – жизнь) приписывали всей материи способность ощущать. Это течение возникло еще в античности, но особенно ярко проявилось в философии Нового времени (Спиноза, Робинэ и др.)

Что же такое отражение с философской точки зрения?

Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения: а) элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер; б) раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного мозга появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга?

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

http://studfiles.net/preview/5734304/page:15/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением